Танцы не ради танцев — Танцующий город — интернет сайт о танцах

Танцы не ради танцев

Интервью с Валерием Поповым мы решили преподнести в виде монолога. К чему вопросы, когда и так все понятно? Этот необычный человек в разгар стиляжной эпохи не остался в стороне от брюк-дудочек, буги «на костях» и «хиляния» по Броду. Он помнит, как джаз пришел в Советский союз, и зачем молодые люди того времени стремились одеться поярче и старались выучить парочку заморских движений.

Врезка: Валерий Попов
Русский писатель. Родился в 1939 году. Автор книг «Жизнь удалась», «Две поездки в Москву», «Грибники ходят с ножами» и многих других. Председатель Союза писателей Санкт-Петербурга.

«Вольная шарашка»
В наше время очень модно было танцевать. Мы все время прорывались на разные «вечера», обычно они проходили в институтах. Особенно было интересно, когда там играл какой-нибудь модный оркестр. Помню, мы прорывались в «Военмех» на Петроградке, потому что там играл «Диксиленд». Нас сначала не пускали. Мы умудрились пройти через двор, нас кто-то провел, и мы оказались в зале, где плясало человек 300-500! Плясали рок-н-ролл, буги-вуги. Было очень здорово! По-моему такое не повторяется.

Студенческая среда (не все, конечно, некоторые были отличниками и комсомольцами) всегда знала, где сегодня лучший вечер.
Помимо студенческих вечеров  существовали так называемые народные клубы, по которым мы устраивали сексуальные рейды (смеется). Например, клуб «Лентрублит» на Обводном канале, туда приходили рабочие девушки, которых надо было обнимать в процессе танца. Это был уже такой «переходный» танец…..

Еще был клуб в доме культуры работников связи на Большой Морской. Там выступал маэстро Хасский (прилизанный мужчина с красными дырками на лацкане фрака) с пожилой сухонькой  супругой. Они вытворяли неимоверные па, показывали в перерывах между танцами, как надо культурно танцевать. Потом перерыв кончался и мы продолжали. Смотришь и думаешь: «Вот эту надо пригласить…тут может быть толк». Потом провожаешь ее куда-нибудь до общежития, тащишься далеко. А чаще всего это заканчивалось поцелуями и все.

Девочки мальчиков не приглашали — не принято было, но был один «белый» танец. Для барышни был огромный подвиг пригласить кого-то. Сейчас приглашать стало легко, и все потому, что напряга сексуального меньше. Сейчас все демократичнее, а раньше были какие-то обязательства: третий танец танцуешь – значит, надо будет провожать.

У нас было подобие нынешних опен-эйров: была танцевальная эстрада в ЦПКиО, в Репино также был клуб.

А у нас в квартире…джаз! а у вас?
Были джазы и были эстрадно-танцевальные ансамбли, например ,был такой ансамбль под управление Атласа (эмигрант то ли из Шанхая, то ли еще откуда-то), прошедшего западную школу, потом вернувшегося в Россию. Исполняли западные песни, переделанные на русский язык. Существовала все-таки идеологическая нагрузка: не должно быть много Запада, эстрада должна быть советской. Был большой набор песен, якобы сатирических, но на самом деле в ритмах самой стильной музыки. Якобы разоблачение буги-вуги, но все это делается в ритмах буги-вуги. Вот такой ход себе придумали наши музыканты.

Атлас выступал в садике при Дворце пионеров (Аничков дворец),раньше там была эстрада и были большие танцы. Были модные чешские песни.
Помню, в ресторанах  было принято танцевать твист, а вот буги-вуги в рестораны не проник. Твист обычно танцевали красивые и элегантные люди, не маргиналы.

Главное, чтоб костюмчик сидел
Мы не одевались очень утрированно, но радикальных стиляг милиция ловила. Было такое «Окно сатиры» в начале Невского, там периодически вывешивались плакаты с надписями типа: «гр.Григорьев задержан за непристойный вид и вызывающее поведение».Но чтоб тебя словили, надо было быть ярким и настойчивым стилягой. Мы погружались в это не до такой степени.

Висели еще карикатуры, на которых был изображен разнузданный стиляга, скрученный двумя рабочими комсомольскими руками и подпись: «Не за узкие брюки, а за хулиганские трюки!»

Еще одно известное место «разврата» «Мраморное» (он же ДК им.Кирова).Там нам пытались навязывать «русские» танцы а-ля «па д’еспань», «па зефир»-бальные танцы(смеется). Мы ходили взявшись за руки и учили «дворцовые» танцы.

Сарафанное радио
Были фанатики танцев, которые всегда знали, где, что будет и звонили, предупреждали. В университете не объявлялось особо (не было объявлений). Большой университет считался самым реакционным в плане танцев, зато в технических вузах типа ЛЭТИ и ЛИТМО танец был культом. В основном, конечно, была устная пропаганда, которая действовала гораздо сильнее, чем объявления. Подъезжаешь к очередному вузу и видишь толпу, знаешь, что сейчас будешь прорываться. Все прорывались, в конце концов, в этом была какая-то своя поэзия. Вошел бы свободно — не то ощущение уже было бы. Помню, как мы с другом прорвались и запали на одну и ту же девушку. Он оказался более шустрым и на  ней женился.
Так что, такие вечера иногда играли очень сильную роль в жизни людей.